Программа развития

 

 МБОУ "СОШ №12"

                                    Троицк

 

 

Программа развития

   

 

Согласовано:

Начальник управления образования

администрации г. Троицка

_________________Н.Г.Овчинникова.

«25»  сентября 2011 г.

Утверждаю:

Директор муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12»

____________________М.П.Гордеева

«25»  сентября 2011 г.

 

 

Программа принята

на собрании трудового

коллектива протокол № 1

от 15.09.2011 года

 

ПАСПОРТ

программы развития муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа № 12»

г. Троицка, Челябинской области на 2006-2011 гг.

Наименование программы

Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Троицка, Челябинской области на 2011-2016 гг.

 

Дата принятия решения по разработке программы

 

11.05.2011 года решение Педагогического Совета от 11.05.06 г. Протокол № 6

Заказчик программы

Управление образования администрации г. Троицка

 

Основной разработчик программы

Творческий коллектив руководящих  педагогических работников школы

 

Сроки реализации

2011-2016 гг.

 

Цель программы

Создать систему школьного образования, как систему, обеспечивающую гуманистическую направленность образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного и творческого развития личности.

Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного, экспериментального, научно-исследовательского и образовательного процесса.

 

Задачи программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управление программой

Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе.

 

 

Создание условий, обеспечивающих личностно-дифференцированное образование и воспитание всех субъектов образовательного процесса.

 

Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества.

 

 Формирование нравственных основ личности, гуманистического отношения к окружающему миру, внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

 

Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

 

Корректировка программы осуществляется  Советом школы.

Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

 

Ожидаемые результаты

Достижение  соответствия между реально достигнутыми и планируемыми результатами.

 

Реализация инновационно – диагностического  механизма управления качеством образования.

 

Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

Сформированность навыков учебно-исследовательской и потребности в интеллектуальной деятельности.

 

Повышение профессиональной мотивации работников школы

 

Подготовка выпускника школы, способного:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность занять в ней своё место;

- критически мыслить, видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути рационального их решения;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, культурного уровня.

 

  1.     Информационно-аналитическая справка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» зарегистрирована 17 июля 1995 года администрацией г. Троицка Челябинской области.

 Регистрационный номер 421.

Адрес: 457100, Челябинская область, город Троицк, ул. Денисова 38.а.

тел. 8 (351-63) 2-35-03.

Факс 8(351-63) 2-35-03.

E-mail: trmou @ mail. ru

Сайт Учреждения:  74325 s 012. edusite.ru

Школа создана как инновационное учреждение по отработке модели школы  личностно-ориентированного обучения и воспитания, с 2000 года является муниципальной экспериментальной площадкой (решением Троицкого  городского Совета депутатов Челябинской области от 19.04.2000 г № 17).

Учредитель: Управление образования  администрации города Троицка Челябинской области

Лицензия на право ведения образовательной деятельности  разрешает осуществление следующего вида деятельности: основное общее, среднее (полное) общее образование. Срок действия лицензии: с 01.09.2008 г. по 01.09.2018г.  Регистрационный номер 4845 от 01.09.2011г.

Общий контингент учащихся на 05.09.2011 года составлял  - 237.

Прием в школу на вторую и третью  ступень образования  осуществляется в соответствии с положением, разработанным и принятым Педагогическим Советом школы. В 5 класс принимаются выпускники  первой ступени общеобразовательных школ, проживающие на территории города Троицка, в 10 класс принимаются учащиеся, успешно окончившие  вторую ступень образования и проявившие склонность к изучению предметов определенного профиля.

Количество классов-комплектов – 12, средняя наполняемость классов 18-20 человек. Низкая наполняемость классов объясняется тем, что здание нетиповое и площадь классных комнат согласно СанПиНу позволяет разместить не более 20 учащихся.

Форма обучения очная: учащимся предоставляется возможность на получение образования в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Показателями успешной работы школы  являются следующие показатели успеваемости и качества образования школьников:

 

Показатели

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Успеваемость

Абсолютная

100%

100%

99,6%

Качественная

40%

42.1%

43%

Кол-во медалистов

1

1

-

Кол-во призёров городских олимпиад, смотров, конкурсов

11

26

24

Кол-во призёров областных олимпиад, смотров, конкурсов

3

11

1

Кол-во призёров федеральных олимпиад, смотров, конкурсов

 

1

5

Кол-во учащихся защитивших учебно-исследовательские работы на школьных и городских научно-практических конференциях

11

14

18

Кол-во участников и призеров международных олимпиад и конкурсов

 

2

 

0

 

4

Кол-во учащихся поступивших в Вузы

87%

94,2%

99%

Из них на бюджет

43,7 %

53,1 %

62,5%

 

Материально-техническое обеспечение

Высшим коллегиальным органом управления школой является Конференция  педагогических работников, родителей (их законных представителей). Органом самоуправления школы в период между конференциями является Попечительский Совет школы.  Органом, несущим ответственность за текущую координацию  деятельности школы, является административное совещание. Оно руководит деятельностью научно-методического совета школы, куда входят все руководители методических кафедр.

Здание школы находится в окружении жилых домов, рядом со школьным зданием построена спортплощадка в рамках реализации государственной программы  «Здоровый образ жизни», что позволяет учащимся заниматься спортом во внеурочное время. Общее количество классных комнат для проведения учебных занятий – 11, специализированные предметные кабинеты: физики, химии, информатики, технологии. Кабинет технологии для девочек оснащен современными швейными машинами, что позволяет качественно проводить занятия кружков прикладного творчества. Имеется библиотека, читальный зал, медицинский кабинет, административные и служебные помещения. Вокруг  школы разбит пришкольный участок, который в летнее время, благодаря энтузиазму и прекрасному вкусу заведующей пришкольным участком Моторной В.А.,  представляет собой эстетически оформленный цветущий уголок, радующий и учащихся, и работников школы, и окружающих. 

Основной фонд библиотеки составляет 13200 экземпляров, из них: художественная литература -4980 экземпляров, методическая – 620, справочные издания – 280, научно-популярная литература –1840 экземпляров. Учебный фонд – 5480 экземпляров. 100% обеспечение учебниками в полном соответствии с Федеральным перечнем. Общий фонд составляет 8303 экземпляра. В читальном зале созданы все условия для индивидуальной работы учащихся.

В школе имеются в наличии технические средства обучения: мультимедийный проектор – 5, компьютер – 36, ноутбук  - 7, оборудованное рабочее место библиотекаря, оборудованное  рабочее место учителя - 3 , телевизор – 3, видеомагнитофон – 2, музыкальный центр – 2, магнитофон – 3, интерактивная доска, микшерный пульт,интернет.

В школе создана нормативно-правовая база безопасности образовательного учреждения: локальные акты, программа по противопожарной безопасности, программа по безопасности общеобразовательного учреждения. Систематически проводятся мероприятия по отработке действий в экстремальных ситуациях. В учебный план включён предмет «Охрана безопасности жизнедеятельности», преподавателем которого является офицер в отставке Коротков Ю.Н. Охрану учреждения осуществляет отдел вневедомственной охраны при Троицком ОВД Челябинской области МВД РФ л/с 06188761500 согласно договора № 214 от 22.10.2004 г, установлена кнопка тревожной сигнализации. Действует пропускная система учащихся, контролируемая вахтёром.

Финансирование образовательного процесса соответствует Закону о субвенциях на обеспечение государственных гарантий в сфере образования. Нормативы учебных расходов  в расчете на одного обучающегося включают расходы на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом муниципальных образовательных учреждений.   Помимо бюджетных средств,  школа осуществляет платные образовательные услуги  согласно нормативным  актам общеобразовательного учреждения о платных образовательных услугах. С родителями заключен договор на платные образовательные услуги, имеющий юридическую силу. Платные дополнительные образовательные услуги, это  услуги, оказываемые сверх основной образовательной программы, гарантированной государственным стандартом. Они осуществляются за счет внебюджетных средств родителей на условиях добровольного волеизъявления, предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан.

Основной принцип при формировании цены на платные образовательные услуги – затратный, при котором цена образуется на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов. В состав цены входят:

- себестоимость услуги;

- расходы на оплату труда педагогам;

- расходы на оплату труда обслуживающего персонала;

- расходы на приобретение учебных наглядных пособий и расходного материала;

- на приобретение оборудования для осуществления платных образовательных  услуг.

 Кадровое обеспечение

  Образовательное учреждение укомплектовано учителями согласно штатному расписанию полностью. Педагогический коллектив объединяет 25 учителей. Высшее образование имеют 24 педагога, что составляет 96 %, 1 – среднее специальное – 4%,   . Средний возраст педагогов (совместителей и постоянно работающих)   – 40,1 лет. 5 педагогов пенсионного возраста, 1 молодой специалист.

6 педагогов  имеют высшую квалификационную категорию- 24 %, 14 – первую- 56 %,  4 – вторую- 16 %. 9 дипломантов Всероссийского конкурса  «Открытый урок», проводимого Издательским домом  «Первое сентября». Один педагог – кандидат филологических наук, 3 педагога Шакирова Ф.М., Сюр Л.В.и Зиманова З.М.   в рамках национального проекта «Образование» удостоены гранта Президента Российской Федерации в 2006 году,2008 и 2009, 2 – грант Губернатора Челябинской области – Моторная В.А. иУгаренкова Л.Т.

  

100% педагогов владеют информационно- коммуникативными технологиями, внедряют инновационные технологии в  образовательный процесс. В коллективе разработан план повышения квалификации педагогических кадров, который включает: ежегодные научно-методические семинары в рамках экспериментальной деятельности и по внедрению новых информационных технологий в образовательный процесс. Ежегодное участие в городском конкурсе «Учитель года». В 2004 году – Валеев Т.Ф. бронзовый призёр конкурса, в 2005 году Кондратьева А.С. и Дедова С.Н. победители в номинации «Индивидуальный стиль работы», в 2006 году Колногорцева И.М. победитель в номинации «Вдохновение и педагогический артистизм». И победитель городского конкурса «Учитель года» - Живайкина Р.М.  В этом же году Зиманова З.М.- победитель городского конкурса «Самый классный классный». Школа заявлена в областном конкурсе педагогических инициатив школьных команд работников образовательных учреждений. Школьная библиотека по итогам городского конкурса «Библиобраз» заняла 2 место, библиотекарь Флейман И.И.Первое место в2010 г.

Ежегодно педагоги школы становятся дипломантами всероссийского конкурса «Открытый урок».

 

2. Характеристика содержания образования.

 

Основными задачами образовательного процесса являются:

         ·     усиление личностно - ориентированной направленности обучения через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий на основе включения каждого школьника в работу по учебным занятиям, в качестве активных участников и организаторов учебного процесса с целью повышения уровня их обученности;

        ·     развитие творческой, самостоятельной, гуманной личности школьника;

        ·     внедрение новых информационных технологий, включая технологии личностной ориентации педагогического процесса, технологий развивающего обучения и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию нового содержания образования, создание внутришкольной системы управления качеством образования, обеспечивающей объективную оценку качеству образования в соответствии с требованиями госстандартов.

При составлении учебного плана учтены основные принципы содержания образования российской школы:

·     личностная ориентация содержания образования;

·     приоритет сохранения здоровья учащихся;

·     оптимизация объема учебной нагрузки;

·      гуманизация, целостность, отражение в содержании образования на каждом этапе обучения всех аспектов человеческой культуры,

В учебном плане сохранены все образовательные области инвариантной части областного базисного учебного плана, определен состав содержания регионального компонента, учтены предпосылки для разработки вариативно-индивидуального школьного компонента и определена максимальная нагрузка учащихся при 6 - дневной рабочей неделе.

В рамках эксперимента на II ступени образования осуществляется дифференцированное обучение школьников и предпрофильная подготовка.

На III ступени обучения осуществляется профильная дифференциация по следующим профилям:

- гуманитарно-филологический

- физико-математический

- социально-гуманитарный

- естественно-научный (химико-биологический).

Высокий уровень подготовки школьников обеспечивается постоянной работой педагогического коллектива по обновлению содержания образования. Особое внимание уделяется  вопросам повышения профессионального уровня педагогических кадров. Этому способствует отлаженная система методической работы, направленная  на теоретическое и практическое овладение учителями информационными и проектными технологиями, а также технологиями программированного и дифференцированного обучения.

В образовательной системе школы используются различные педагогические технологии:

 

Виды современных образовательных технологий

Процент педагогов, применяющих в образовательном процессе современные образовательные технологии

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Технология развивающего обучения

58,7%

69,2%

86%

Информационные технологии

44,2%

64,8%

82%

Технология формирования проектной деятельности

18,5%

21,8%

28,1%

Технология учебно-исследовательской деятельности

53,2%

68,6%

72,2%

Технология     блочно - модульного обучения

5,8%

5,8%

8,1%

Лекционно-  семинарско-зачётная система обучения

70,2%

81,08%

86,4%

Технологии развивающего обучения

72,2%

72,8%

76%

Технология проблемного обучения

48%

56,2%

64%

Система инновационной оценки «Портфолио»

5,9%

18,7%

24,3%

Технология здоровьясбережения

73,8%

84,8%

96%

 В связи с обновлением содержания образования и переходом на профильное обучение есть объективная необходимость пересмотра технологий образования.  Особое внимание необходимо обратить на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Применяемые методы и различные технологии  обучения направлены  на формирование у учащихся положительной мотивации к обучению.

В используемом школой личностно-ориентированном обучении ученик рассматривается как субъект собственного развития, основным способом обучения становится деятельностно-практический. Такой способ обучения позволяет достичь более высокого качества образования: в процессе усвоения учащимися знаний и умений осваивается новый социокультурный  опыт, методы и способы познания, активизируются внутренние саморегулирующие механизмы развития личности.

Неотъемлемой частью общеобразовательной системы школы является внеурочная работа и дополнительное образование детей, которые значительно обогащают содержание основного образования, создают условия для развития творческой одаренности учащихся, их самореализации, раннего профессионального  и личностного самоопределения.

Согласно положению о дополнительных образовательных услугах действует договор между  родителями (их законными представителями)  и образовательным учреждением  о дополнительных образовательных услугах, целью которых является предоставление учащимся широкой сети  дополнительных образовательных услуг культурологического, эстетического направления и индивидуальная работа с учащимися по развитию их личностных качеств.

Основная цель образовательного процесса в системе дополнительного образования -развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, формирование творческой, самостоятельной, гуманной личности школьника.

Задачи:                                                                                                                                    

·    обеспечение необходимых условий  для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптации их жизни в обществе, организации содержательного досуга;

·     углубление и расширение знаний детей в различных направлениях культурной деятельности человека;

·     реализация личностно-ориентированного обучения в условиях интеграции основного, дополнительного и профильного образования.

Содержание дополнительного образования формируется на основе индивидуальных способностей и потребностей детей и пожеланий родителей. Деятельность детей осуществляется  в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам. Занятия проводятся по группам, индивидуально или со всем составом объединения. Расписание занятий составляется с учетом пожеланий детей, их родителей, личностных и возрастных особенностей для создания наиболее благоприятного режима занятий и отдыха детей. В школе реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, туристско-краеведческое, физкультурно-спортивное и другие. Школьная редакция издает газету «Отличник.RU.»,  которая выпускается в печатном и электронном видах.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Ведущая педагогическая идея школы: развитие в школе гуманистической воспитательной системы как отношенческой сферы, включающей в себя детей и взрослых (педагогов, сотрудников, родителей), являющейся социально-психологической нишей личности и способствующей ее самореализации.

Цель:

· создание единого воспитательного пространства для полноценного развития каждого школьника, способного к самосовершенствованию.

Задачи:

· воспитание патриота своего города, своей страны;

· создание условий для воспитания у школьников лидерских качеств и развитие у них творческих способностей;

· создание условий для эффективного использования и совершенствования культуры проведения свободного времени школьников;

· поддержание партнерских отношений с родителями учащихся.

Основой разработанной модели школы служит предоставление всем ученикам одинаковых стартовых возможностей, создание условий для самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление физического здоровья учащихся.

Проблема создания и развития гуманистических отношений в школе – одна из важнейших. Мы убеждены, что вся деятельность в школе должна быть направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа, главная цель которой – максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на следующие ценностные ориентиры: здоровье, семью, Отечество, культуру.

Жизнедеятельность школы отличается дружеской атмосферой взаимообщения и творчества. В анкетах учащиеся отмечают, что любят свою школу за возможность  самовыразиться, интересные уроки, проводимые хорошими учителями. Любят свой класс, школьные праздники.

Этому способствует не только уровень содержания образования, но и поддерживающая система школьных традиций:

     Школьный гимн, исполняемый на всех значимых мероприятиях;

     Посвящение в пятиклассники;

      Дни здоровья «Ходить не вредно, вредно не ходить!»;

      Предметные Недели;

       Декады воинской славы;

       Вечер встречи с выпускниками «Тропинка школьная моя …»;

       Учебно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»;

       Фестиваль школьных творческих объединений «Город мастеров»;

        Праздник Последнего звонка.

Традиции формируют дух школы, определяют ее лицо, являются объединяющим началом для детей и педагогов. Традиции являются ключевыми делами школы и проводятся, как правило, по методике КТД. Органом ученического самоуправления является Школьная Дума. Связь Думы с классными коллективами осуществляется через командиров классов. Результат такой деятельности – креативный подход к любой деятельности, конструктивность общения, позитивность преобладающего настроения, эмоциональный тонус, полнота и гармоничность повседневной жизни, самоопределение.

Событийный подход к воспитанию. СОБЫТИЕ – Со – БЫТИЕ (совместное бытие): как и в чем ученик проявил себя. Событие в школьной жизни – это то, что ученик запомнит на всю жизнь. Цель: доращивать в Со – бытии (совместном бытие ребенка и педагога) естественную активность ребенка до гражданской, социальной активности.

Ориентир на нравственные вечные ценности: человек, жизнь, труд, общение, любовь, дружба, отечество.

Культурологический подход к воспитанию!

В школе реализуется комплексная программа «Одаренные дети». Развитая сеть дополнительного образования обеспечивает удовлетворение потребностей детей в художественно-эстетическом, физическом совершенствовании, углублении знаний культурологического содержания и направлена на формирование высокого уровня общей культуры детей. Внеурочная воспитывающая деятельность реализуется через объединения прикладного направления («Серебряная игла», театр мод, художественная мастерская, декоративная обработка древесины), творческой направленности («В ритме танца», эстрадный вокал, «Театральная скамейка»), культурологической - «Основы журналистики», создан виртуальный музей по нескольким направлениям и объединения спортивного направления. Учащиеся, проявившие интерес к отдельным темам образовательных областей, имеют возможность заниматься исследовательской деятельностью под руководством учителей-предметников.

 

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Задаче здорового образа жизни уделяется в школе достаточно большое внимание. Разработана и реализуется комплексная программа «Здоровый образ жизни», направленная на укрепление физического, умственного и социального здоровья.

В рамках целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ежегодно обновляется банк данных учащихся «группы риска», девиантного поведения, состоящих на учете в ПДН. Под руководством социального педагога ведется работа со школьным Советом профилактики.

Особое внимание уделяется работе с родителями. Взаимодействие с родителями осуществляется на основе целевой программы «Семья» через повышение психолого-педагогических знаний родителей, изучение семьи, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

В школе сложилась определенная система патриотического воспитания.

 

Разработанная воспитательная система школы способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.

Школа постоянный участник всех городских творческих и интеллектуальных конкурсов, постоянный призер городских выставок прикладного творчества, с 1999 года – участник Бажовского фестиваля. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в предметных городских олимпиадах и учебно-исследовательских конференциях, показывая стабильно высокие результаты по итогам. Принимают участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», региональной конференции «Наследие», во всероссийских олимпиадах УРФО, «Русский медвежонок»и других.

 

Анализ состояния образовательной системы школы позволил определить ее основные конкурентные преимущества. К их числу следует отнести:

·         значительный авторитет школы в окружающем социуме и среди образовательных учреждений города;

·        квалифицированный педагогический коллектив мотивированный на работу по развитию образовательного учреждения;

·         значительное количество педагогов, стремящихся к саморазвитию;

·        преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников, готовых к продолжению образования в высших учебных заведениях;

·         интеграция основного и дополнительного образования.

 

Действует школьная программа здоровьесбережения. Отсутствие спортзала компенсируется наличием прекрасной спортивной площадки, где в теплое время года проводятся уроки физкультуры и внеклассная спортивно-оздоровительная работа.

Формы работы по данному направлению:

- совершенствование системы дополнительного образования путем увеличения количества кружков повышенной двигательной активности;

- формирование здорового образа жизни во время уроков, на классных часах, внутришкольных мероприятиях;

- выполнение профилактических мероприятий (профилактика ОРВИ, нарушения осанки);

- четкое соблюдение санитарно-гигиенических норм;

- совместная работа учителей, учащихся, родителей по формированию здорового образа жизни.

Эффективность использования здоровьесберегающих технологий отслеживается путем ежемесячного анализа заболеваемости учащихся, результатов ежегодной диспансеризации.

 

3. Характеристика инновационной деятельности учреждения

 

I. Экспериментальная площадка по отработке модели школы личностно-ориентированного обучения и воспитания

С 2000 года школа работает в инновационном режиме как муниципальная экспериментальная площадка по отработке модели школы личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Основные концептуальные идеи эксперимента:

·    реализация личностно-ориентированной дидактики в образовательном процессе;

·   формирование личности, способной реализовать творческий потенциал в современных социально-экономических условиях;

·    создание условий для дальнейшего профильного самоопределения выпускников.

Общие требования к образовательному процессу в школе личностно-ориентированного обучения: обеспечение целостности, упорядоченности, взаимосвязи структур изучаемых дисциплин, реализуемых в школе на основе приоритета личностных возможностей.

 Целевая линия развития школы.

 Реализация в школе инновационного обучения, опирающегося на единство обучения и воспитания, которые обеспечивают развитие личности ученика и учителя.

Принципы создания развивающей   среды:

·          учёт личных интересов, склонностей и возможностей учащихся и учителей;

·          учёт специфики социально-культурной жизни  микрорайона города;

·          участие школы в творческих программах города, области, России;

·          обеспечение психологической  полноты и благоприятности  учебно-воспитательного процесса;

·          социальная поддержка творчества учащихся и педагогов.

 

В настоящее время продолжается внедрение опыта работы технологий развивающего обучения в школе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

 

 В школе разработаны и апробированы новые формы организации образовательного процесса с учётом личностных особенностей учащихся: занятия по индивидуальным маршрутам, занятия в  «Школе юного исследователя», основная задача которой - дать учащимся возможность быть активными творцами в сфере практической и научно-исследовательской деятельности.

Психолог школы ведёт мониторинг учащихся, педагогов, родителей по отслеживанию удовлетворённости, комфортности и адаптивности в школе.

В школе разработан мониторинг качества образования, который позволяет отследить личностный рост каждого ученика.

Анализ послевузовского положения выпускников свидетельствует, что они легко адаптируются в социальной среде, первые выпускники школы работают в области журналистики, трое - профессиональные военные, есть среди них экономисты, юристы, ветеринарные врачи, все 100% выпускников первого года выпуска получили высшее образование.

Данные диагностирования рассматривались на Попечительском Совете, жалоб со стороны родителей по реализации образовательного процесса в учреждении нет.

 II. Обновление содержания образования и технологий работы

 Цели: Обновление содержания и технология образования для повышения эффективности труда педагогического коллектива.

 Основные задачи:

-разработка содержания образовательных областей, предметов, знаний в контексте основных принципов развивающего обучения;

- разработка учебно-методических комплексов с учетом индивидуальных способностей школьников;

- формирование мониторинга образовательного процесса.

- подготовка к переходу на новые образовательные программы.

Основные инновации педагогов

 В программе инновационной деятельности в школе созданы образовательные программы по дополнительному образованию.

 

Ф.И.О.

Год создания

Предмет

Наименование образовательной программы

1. Спиридонова Л.Н.

2008

технология

«Серебряная игла»

2. Юровская С.А.

2006

пед. доп. образования

«Молодёжный подиум» (театр мод)

3. Угаренкова Л.Т.

2011

ИЗО

«Художественная мастерская»

4. Бортникова Н.В.

2005

 

2006

2011

пед. доп. образования

«Троицкая мозаика» (краеведение)

 «Театральная скамейка» (театральный коллектив) «Театр кукол»

5. Шаталова С.В.

2004

пед. доп. образования

«Основы журналистики»

6. Полуян И.Б.

2005

пед. доп. образования

«Эстрадный вокал»

7. Полуян И.Б.

2005

пед. доп. образования

«Радуга» (вокальный коллектив)

8. Филонова Е.В.

2010

хореография

«В ритме танца»

     9 Марина О.Н..

 

     10.Просяник Т.С.

2006

 

2010

Технология

        

  краеведение

«Декоративная обработка древесины»

«Река времени»

 

Методические сборники, одобренные  ЧИППКРО:

Шакирова Ф.М. учитель английского языка обладатель гранта Президента Российской Федерации

1.   «Вводно-фонетический справочник»;

2.   «Правила чтения по английскому языку» - для начинающих;

3.   «Грамматический справочник»;

4.  «Английские глаголы»;

5.  «Английские глагольные времена»;

6.  «Английские имена существительные»;

7.   «Руководство по овладению английским языком» - словарь для 5 класса;

8.    «Рабочая тетрадь» - для 5 класса;

9.   «Давайте познакомимся» - для элективного курса.

Мотороная В.А. учитель географии

1.  «Словарь географических терминов» - для 6 класса, 7 класса;

2.  «Я троичанин» - турнир знатоков;

3.  «В дебрях коварных вопросов» - краеведческая викторина;

4.  «Уровневые задания при проверке знаний по краеведению».

Гаязова Э.В. учитель информатики

1.  Использование  информационных технологий в краеведческой работе (организация работы виртуального музея);

     Коваленко В.Г. учитель истории

              1. Реализация содержания краеведческого материала в курсе истории основной школы (из опыта работы).

Программа элективных курсов:

·   Шакирова Ф.М. «Слайдинг»

·   Кондратьева А.С. «Мой выбор»

 

Участие в конкурсах педагогических инициатив

                  

Виды инициатив

Ф.И.О. педагога, предмет

Год участия

Название

1. Обмен опытом работы. Приложение к газете 1 сентября «Русский язык»

Ромашко Т.М. учитель русского языка и литературы

2003

«Повторим синтаксис и пунктуацию»

2. Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок», проводимый издательством газеты 1 сентября

 Денисенко Т.М. учитель математики

 

2008

2004

2005

«Четырёхугольники» 5 класс

«Дом, который построим мы» - внеклассное мероприятие

Гордеева М.П. учитель биологии

2005.2010

«Кровь. Кровеносная система»

Колногорцева И.М. учитель истории

2004

«Византийская империя – наследие Рима»

Спиридонова Л.Н. учитель технологии

2004

«Художественное моделирование на основе чертежа плечевого изделия»

Сюр Л.В. учитель физики

2004

2008

«Тепловые явления»

«Электрические явления»

Моторная В.А. учитель географии

2004

2009

«Экология наших рек»

Кондратьева А.С. учитель психологии

2004

«Конфликты с собственным ребёнком и пути их решения»

Ляшова С.А. педагог доп. образования

2004

«Образ христианского храма в архитектуре города» - урок  путешествие

Чехова М.Р. учитель информатики

 

2004

«Кодирование информации»

 В школе активно внедряются информационные технологии.  Педагоги разработали уроки с применением компьютерной средств. При проведении предметной декады естественно – научных  дисциплин учащиеся представили интересные презентации по предметам на конкурс,  объявленный в рамках декады на лучшие презентации.

Разработаны и реализуются программы национально-регионального компонента, который отражает природно-климатические, географические, культурно-исторические особенности Челябинской области, города Троицка и Троицкого района. Школа является опорной по внедрению в учебный план нового предмета «Краеведение» в 6-8 классах. На базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» творческой группой, возглавляемой учителями информатики и истории создан виртуальный краеведческий музей, в котором представлены экспонаты истории школы, города. Созданы веб-страницы, посвященные истории пограничной службы ФСБ России и Троицкого пограничного отряда.

 

          План реализации программы по обновлению содержания образования

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Результат

 

1.

Анализ накопленного педагогического опыта в контексте заявленных преобразований и организация необходимой опытно-экспериментальной работы

По плану научно-методического совета

Макарова Е.В.

Обобщение  опыта  работы.

2.

Разработка учебно-методических комплексов с учетом особенностей индивидуального обучения на старшей ступени школы

ежегодно

Руководители предметных кафедр и МО

Учебно-методические комплексы

3.

Подготовка учителей к участию в экспериментальной и инновационной деятельности

По плану научно-методического совета

Макарова Е.В.

Включение учителей в экспериментальную деятельность

4.

Работа педагогов по темам самообразования в контексте методической темы школы

2011-2016г.г.

Макарова Е.В.

Ежегодная защита работы по реализации методической темы на заседаниях научно-методического совета.

2011г. Работа педагогического коллектива по внедрению в образовательный процесс новых информационных технологий.

2011 г. Обновление содержания образовательной деятельности через формирование информационной компетентности педагогов.

2012 г. Использование потенциала информационно-коммуникационных технологий для реализации предпрофильного и профильного обучения.

2013 г. Совершенствование инновационной деятельности педагогов в условиях создания информационно-культурного пространства школы.

2012 г. Использование информационных технологий во внеклассной и внеурочной деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся.

2011г. Достижение оптимального уровня школьного образования через использование единого информационного пространства.

2011г. Введение в практику работы школы электронного журнала.

5.

Проведение постоянно действующих семинаров для учителей по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности

По плану научно-методического совета

Макарова Е.В.

Повышение проектной культуры учителей

6.

Обмен опытом через систему организации семинаров, мастер-классов для учителей и педагогов дополнительного образования  детей

По плану учебно-воспитательной работы

Макарова Е.В. Иванцова А.В. Трофимчук О.С.

Повышение профессиональной компетентности учителей и педагогов дополнительного образования

7.

Изучение проблемы мотивации учебной деятельности учащихся второй ступени школы

По плану научно-методического совета

Макарова Е.В.

Разработка соответствующих методических рекомендаций

8.

Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных возможностей педагогов.

По плану психологической службы

Кондратьева А.С.

Развитие у педагогов коммуникативной компетентности

 III. Профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся

 С 2004 года школа работает по областному базисному учебному плану для профильных 10-11 классов, с сентября 2006 года является экспериментальной площадкой по внедрению и апробации содержания профильного образования в муниципальных образовательных учреждениях города (приказ № 511 от 27.09.2006 года управления образования администрации города Троицка)

Концептуальными идеями профилизации школы являются:

·   интегративное взаимодействие содержания основного, дополнительного и профильного образования инвариантной и варьируемой частей учебного плана;

·   профилизация содержания образования с учётом интереса, предрасположенности, возможности личности;

·   применение современных технологий, (в т.ч. информационных), организация, учебной, поисковой, проектной, исследовательской деятельности на основе самореализации возможностей личности.

Дифференциация начинается с предпрофильной подготовки  9 классов на элективных курсах, выбор которых соответствует предрасположенностям, выявленным результатами анкетирования учащихся 8 классов. В 10 классе – определение выбора профиля образования. В учреждении создана образовательная среда, обеспечивающая реализацию образовательных программ по 4 направлениям: социально-гуманитарное, гуманитарно-филологическое, физико-математическое, естественно-научное (химико-биологическое). Работа со способными учащимися организуется по индивидуальным образовательным маршрутам, при выполнении индивидуальных проектов, при подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям.

 

Характеристика программы профильного образования школы

 

Целевое назначение

Уровень усвоения учебного материала

Характер деятельности учащихся

Ожидаемый результат

Формы контроля учебной деятельности

Личностные достижения и формы их учёта

Обеспечение образовательного процесса предусмотренного учебным планом по следующим профилям:

- физико-матем.

- гуманитарно- филол.

-социально-гуманит.

-естественно-научный.

Создание оптимальных условий для всестороннего развития личности. Помощь в профессиональном самоопред

елении.

Формирование стремлений к саморазвитию, самосовершенствованию и непрерывному образованию.

Развитие культуры мысли, деятельности и общения.

Воспроизведение, применение, творческое использование полученных знаний по профильным предметам

Активно-исполнительское, творчески-самостоятельная позиция учащихся в образовательном процессе

Достижение учащимися уровня общекультурной допрофессиональной и методологической компетентности. Овладение познавательной базой (сведениями, правилами формулами, терминами, символами, научными понятиями, теориями). Способность выбирать источники информации в соответствии с целями и условиями познавательной деятельно

сти.

Наличие мотивации к непрерывному образованию.

Ориентация в ценностях культуры. Сформированность коммуникативных навыков.

Разнообразные формы учета текущей успеваемости:

- устный и письменный опрос

- тесты.

 Ученические работы:

- самост.

- практ.

-лаборат.

-творч-кие

-монито

ринг ЗУНов

-олимпи

адные работы

-сообщ-ия

-доклады

-зачёты

-адм. контр. раб.

- итоговая аттестация за курс средней школы

 

 

Участие в школьных праздниках, КВНах, смотрах, выставках, олимпиадах  и т.д.

Написание и защита рефератов и творчес

ких работ. Участие в работе научно -пр. конф.

Форма учёта:

- портфель личностных дости

жений

- конкурс «Интеллектуал школы», «Парад школьных побед»

- похваль

ные грамоты

- Книга Почёта школы

- предста

вление к награждению золо

той и сере

бряной медалями

 

 В рамках эксперимента по становлению профильного образования в школе создана творческая образовательная среда.  

 Работа с учащимися соответствующего профиля строится на основе стратегии «индивидуализации обучения».

Образовательный процесс в учреждении представляет собой целостную систему обучения, воспитания и развития личности, гарантирующую ситуацию успеха. Школа за 15 лет существования только один раз не имела 100 % успеваемость. Качество знаний выше 40 %. Высока результативность на городских и областных олимпиадах, победы в региональных и федеральных конкурсах.

 

                     Рейтинг образовательного учреждения по результатам ЕГЭ                    

 

Учебный год

Областной рейтинг

Городской рейтинг

 2008-2009

208 из 672 школ

5 место

 2009-2010

348 из 696 школ

6 место

 2010-2011

246 из 686 школ

5 место

 

Мероприятия по реализации программы  профильного обучения

Мероприятия

Сроки

Ответственность

Результат

1.

Повышение квалификации педагогов в условиях предпрофильной и профильной подготовки учащихся

2011-2016г.г.

Зам.директора по УВР

Готовность к реализации программ предпрофильного и профильного обучения

2.

Изучение заказа по выбору учащимися практико-ориентированных курсов

систиматически

Зам.директора по УВР, классные руководители

Подготовка программ курсов в соответствии с заказом

3.

Разработка и утверждение программ элективных курсов

ежегодно

Руководители предметных кафедр

Программы элективных курсов

4.

Разработка технологий психолого-педагогической поддержки учащихся при выборе образовательной траектории, в том числе механизмов коррекции индивидуального плана учащегося.

2011-2012г.г.

Психолог, классные руководители

Технологии поддержки

5.

Организация мониторинга успешности в выборе профессии и жизненного пути

постоянно

Зам.директора по УВР, классные руководители

Поступление выпускников по выбранному направлению

 

IV. Информатизация образовательного процесса

  Цель:

   ·    повышение эффективности образовательного процесса и работы педагогического коллектива  посредством внедрения в практику новых информационных технологий;

·   улучшение качества обучения на основе использования новых информационных технологий;

·   вовлечение школы в построение единого информационного пространства;

·  формирование у учащихся мировоззрения открытого информационного общества.

  Задачи:

               -развивать творческое, самостоятельное мышление школьников, сформировать у них умения и навыки самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;

            -развитие информационных ресурсов образовательного учреждения, включая сайт школы;

            - дальнейшее внедрение в управленческую деятельность руководителей школы современных информационных технологий;

            - организация доступа педагогам и школьникам к информационным ресурсам сети Internet.

V. Безопасность и здоровье

Состояние здоровья учащихся

 

Заболевания

Количество учащихся имеющих заболевания в процентах

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Сердечно-сосудистые

28 (12,5%)

30 (13,5%)

30 (13,6%)

Органов дыхания

9( 4%)

9 (4%)

9 (4,1%)

Пищеварительной системы

7 (3,1%)

8 (3,6%)

12 (5,4%)

Мочеполовой системы

2(1,1%)

2  (1,2%)

32(1,2%)

Эндокринной системы

10 (4,5%)

10 (4,6%)

10(4,4%)

Нервной системы

16 (7,3%)

16 (7,3%)

16 (7,3%)

Костно-мышечной системы

153(68,3%)

157 (70,4%)

157 (74%)

Органов зрения

25 (11%)

25(10,8%)

35 (15,8 %)

 

Группы здоровья учащихся

 

Группы

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Основная

202 (90,2%)

228 (91,9%)

226 (92,6%)

Подготовительная

6 (2,6%)

12 (4,8%)

7 (2,9%)

СМГ

16(7,2%)

16 (7,3%)

16 (7,2%)

 

Цели:

  • обновление содержания и технологий образования, позволяющее уменьшить психоэмоциональные нагрузки участников образовательного процесса;

  • формирование у учещихся и педагогов идеологии здоровья как жизненной необходимости;

  • организация мониторинга здоровья и физического развития, интеграция деятельности различных специалистов в рамках данного мониторинга;

  • обеспечение сохранности и укрепления здоровья учащихся и учителей за счет создания безопасных и комфортных условий учебы в школе.

Пути достижения целей проекта:

- координация деятельности педагогов, учащихся, членов их семей, социального педагога, медика;

- деятельность государственно-общественных органов управления школой и общественных организаций, в том числе и детского самоуправления;

- деятельность администрации школы по созданию условий, обеспечивающих безопасность образовательного процесса и его здоровьесберегающую направленность;

- деятельность службы сопровождения здоровья в образовательном процессе.

 

План мероприятий по безопасности и здоровьесбережению

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Результат

1

2

3

4

5

1.

Разработка здоровьесберегающей модели образовательного процесса

01.12.11-01.12.12г.

Администрация,

руководители кафедр

Положительная динамикав сохранении и укреплении здоровья учащихся

2.

Осуществление работы по здоровьесбережению детей через следующие формы организации физического воспитания

постоянно

Администрация, учителя физкультуры

 

- физкультурные минутки и паузы на уроках;

- спортивные секции, клубы , кружки на базе спортивной площадки;

- общешкольные спортивные мероприятия;

- дни здоровья и спорта;

- праздники физической культуры;

- физическое воспитание обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья;

- контроль процесса физического воспитания обучающихся.

3.

Разработка учебно-методических комплексов для достижения желаемых  видов благополучия учащихся.

01.03.11 – 01.05.12г.

Руководители кафедр, учителя

Снижение заболеваемости

4.

Разработка тематики валеологических бесед для учащихся всех параллелей

01.04.12.

Шнайдер Н.В.

Валеологическое просвещение учащихся

5.

Организация работы  летнего лагеря для комплексного оздоровления детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Ежегодно июнь, июль

Начальник лагеря

Профилактика заболеваний учащихся

6.

Разработка тематики лектория для родителей по проблемам сохранения здоровья детей.

Сентябрь-октябрь 2011г.

Трофимчук О.С.

Педагогическое просвещение родителей

7.

Создание безопасных и комфортных условий обучения и работы в школе, в том числе:

- обеспечение необходимого температурного режима и правильного освещения в классных комната

 

Постоянно

 

 

 

Директор, заместитель директора, классные руководители, заместитель директора по АХЧ

Создание комфортной образовательной среды школы

8.

Систематически проводить мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся

постоянно

Трофимчук О.С.., Шнайдер Н.В., школьный фельдшер

На основе полученных результатов продолжить профилактику заболеваний учащихся.

4. Организационная структура управления соответствует состоянию образовательной деятельности и представляет собой следующую систему управления:

Директор школы

 

Зам. директора школы

 

Руководители кафедр, методических объединений функциональных служб

 

Ученический актив

 

 

Педагогический совет

 

 

Попечительский совет

 

Общешкольная конференция

 

Экспертные комиссии

 аттестации пед. кадров

- промежуточной аттестации

- итоговой аттестации и др.

 

Методический совет

 

Административный совет

 

 

Кафедры по направлениям работы

- кафедра гуманитарных дисциплин

- кафедра естественно - научных дисциплин

-кафедра дополнительного образования

 

 

Временные творческие группы учителей

 

 

Советы командиров

 

 

Оргкомитеты и комиссии

 

 

Школьная Дума

 

Совет учеников школы

 

Совет родителей учащихся

 

Совет выпускников школы

 

Аттестационная комиссия

 

Административно хозяйственная часть

 

Совет классных руководителей по ступеням образования

 

Объединение руководителей кружков и секций

 

Центр исл-ий и разработок учащихся НОУ « Школа юн. исследователя»

 

 

 

Советы классов

 

 

Советы кол-х творческих дел

 

 

Мед. служба

 

Директор школы

 

Зам. директора школы

 

Руководители кафедр, методических объединений функциональных служб

 

Ученический актив

 

 

Педагогический совет

 

 

Попечительский совет

 

Общешкольная конференция

 

Экспертные комиссии

 аттестации пед. кадров

- промежуточной аттестации

- итоговой аттестации и др.

 

Методический совет

 

Административный совет

 

 

Кафедры по направлениям работы

- кафедра гуманитарных дисциплин

- кафедра естественно - научных дисциплин

-кафедра дополнительного образования

 

 

Временные творческие группы учителей

 

 

Советы командиров

 

 

Оргкомитеты и комиссии

 

 

Школьная Дума

 

Совет учеников школы

 

Совет родителей учащихся

 

Совет выпускников школы

 

Аттестационная комиссия

 

Административно хозяйственная часть

 

Совет классных руководителей по ступеням образования

 

Объединение руководителей кружков и секций

 

Центр исл-ий и разработок учащихся НОУ « Школа юн. исследователя»

 

 

 

Советы классов

 

 

Советы кол-х творческих дел

 

 

Мед. служба

 

 

5. Направления развития школы к 2016 году

Анализ состояния школы и ее внешней среды, выполненная оценка наметившихся тенденций их изменения,  дают достаточные основания для заключения, что меняющийся социальный заказ на образование к 2011 году имеет заметный сдвиг от прочного усвоения учениками имеющейся суммы знаний, достаточной для поступления выпускников ВУЗы, к овладению ими комплексом способов взаимодействия с реальностью и построению системы ценностей, позволяющих активно и ответственно социализироваться в любых сферах деятельности, в том числе ныне плохо поддающихся прогнозированию. Таким образом, и подготовка молодого поколения к жизни в обществе, в котором получение высшего образования является лишь одной из возможных альтернатив в социализации, выдвигает новые педагогические задачи.

Для уверенного достижения обозначенных целей,  достигнутый к 2011г. уровень развития школы следует признать недостаточным. С другой стороны, имеющийся потенциал позволяет поставить новые цели как вполне реальную технологическую перспективу. Требуются эволюционные, но достаточно быстрые преобразования, в результате которых изменяется структура, функционал и сам статус школы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 12» к 2016 году должна стать многопрофильной школой с развитой  системой предпрофильной подготовки смешанного контингента  учащихся и последующей профилизацией и индивидуализацией обучения на старшей ступени. При этом профильные группы должны появиться не только в старшей, но и в средней ступени.

Важным направлением школы считаем обеспечение некриминального пути социализации детей из группы риска. Для этого следует обеспечить большее  разнообразие воспитательной работы, надежную и быстро реагирующую психолого-педагогическую поддержку проблемных детей, привлекательную сферу досуга.  Перспективным в этом отношении мы считаем расширение набора предпрофессиональных профилей обучения, полезных для самореализации.

Поставленные задачи требуют значительных изменений в технологическом оснащении образовательного процесса, комплексных изменений в структуре и техническом обеспечении технологической среды, а также системного и непрерывного повышения квалификации педагогических кадров.

                                           

Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы

 

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени  окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

·          государство (Россия, которое формулирует свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования);

·          учащиеся;

·          их родители (законные представители);

·          педагогическое сообщество.

 Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

·          возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) общего образования;

·          качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего профессионального образования;

·          начальную профессиональную подготовку учащихся третей  ступени школы;

·          интересный досуг детей;

А также создавала условия для:

·          удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

·          формирования информационной грамотности  и овладения современными информационными технологиями;

·          сохранения и укрепления здоровья детей.

Учащиеся хотят, чтобы в школе:

·          было интересно учиться;

·          имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

·          была возможность получить качественное среднее образование;

·          имелись условия для освоения современных информационных технологий.

Педагоги ожидают:

·          создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;

·          улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

·          создания условий для творческой самореализации и профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:

- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;

- создание в рамках школы открытого информационного образовательного  пространства;

- создание условий, обеспечивающих личностно-дифференцированное образование и воспитание всех субъектов образовательного процесса;

- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены  основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.

 

 

Проблемы

 

 

Способы решения

1

2

1. Модернизация содержательной  и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое  будет способствовать  повышению информированности педагогов и их профессиональной компетентности.

Несовершенный  механизм комплектования профильных классов, недоработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов учителями-предметниками школы.

Недостаточная готовность учителей,  полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах.

Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки.

Сложность апробации новых учебно-методических комплексов ввиду отсутствия полного методического обеспечения.

Повышение квалификации учителей, работающих по новым учебно-методическим комплексам.

 

 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик.

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов

 

Узкопредметная направленность деятельности отдельных учителей, отсутствие стремления интегрировать  деятельность и создавать совместные творческие проекты.

Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита.

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию  индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, расширение внедрения проектного обучения, блочно-модульного обучения.

 

Не полностью реализуются возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

 

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

100% педагогов  готовы к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей.

 

Неполная комплектация программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс.

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов.

 

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети.

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа к ресурсам глобальной информационной сети.

 

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Недостаточная подготовленность учителей  по  вопросам охраны и укрепления здоровья школьников

Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

Недостаточность материальной базы для создания        необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников

Развитие спортивной базы школы.

Недостаточная укомплектованность методическими рекомендациями медико-социально-психолого-педагогического сопровождения  учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Изучение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического  сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения. Проделать работу по комплектации.

  6. Миссия школы

 При определении миссии школы мы исходили из двух позиций: необходимости реализации  стратегии  модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса  - учащихся, их родителей и педагогов.

Процесс развития школы должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностно-ориентированного обучения и воспитания – это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.

Трактовка миссии школы логично подтолкнула  нас к выбору темы эксперимента по отработке  модели школы личностно-ориентированного обучения и воспитания, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.

В определении перспектив развития школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое  позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов, благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального  обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд,  должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего, что составляет уклад школы.

 7. Основные идеи развития школы

 Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:

1.        Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий).

2.        Идея построения школы как открытого информационного пространства.

3.        Идея личностно-ориентированного обучения и воспитания субъектов образовательного процесса.

4.        Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5.        Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

 Показателем сформированности  личности ученика являются:

·          духовность, гуманистическая направленность, толерантность.

·          мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору.

·          коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать.

·          креативность, созидательность и конструктивность мышления.

 8.  Основные направления реализации программы развития школы

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

 Цель:

 Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностно-ориентированное обучение и воспитание ученика, и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностно-ориентированное образование и воспитание всех субъектов образовательного процесса

 Цель.

Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов в школе личностно-ориентированного обучения и воспитания.

 Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

 Цель.

Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Представление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса.

 Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Цель.

Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.

 

 Полный текст программы развития (архив 124 Кб)

  

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»