Учебно-исследовательские работы учащихся

 

 МБОУ "СОШ №12"

                                    Троицк

 

 

Учебно-исследовательские конференции учащихся

 

Тема работы: Именные улицы города Троицка

 

Авторы: Иванцова Елена, 6 класс, МОУ «СОШ № 12», г. Троицк

              Ракитина Марина, 6 класс, МОУ «СОШ № 12», г. Троицк

Руководитель: Колногорцева И.М., учитель истории, МОУ «СОШ № 12», г. Троицк

Мы живем в городе с богатым историческим прошлым, охватывающим огромный временной  пласт, и по праву гордимся его историей. В ней отражена судьба легендарных земляков, внесших многозначительный вклад в летопись родного края. Знать историю своей малой родины на сегодняшний день актуально для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее.

Поэтому, цель нашей работы – изучить биографии земляков – участников Великой Отечественной войны, чьими именами названы улицы нашего города.

Задачи:

- выделить улицы нашего города, носящие имена земляков – участников Великой  Отечественной войны;

- выяснить основания присвоения имени наших земляков улицам города, освещая при этом их роль в истории;

- систематизировать названия улиц методом анализа и нахождения общих черт и различий.                    

             Объект исследования – история родного города.

             Предмет исследования – названия улиц, связанных с именами людей -  участников  Великой Отечественной войны.

          Гипотеза исследования – мы предполагаем, что представленные нами в таком ракурсе данные неизвестны и, следовательно, могут вызвать интерес у ребят, живущих в нашем городе.

В своей работе мы использовали следующие методы исследования:

- анализа и синтеза;

 - сравнения и классификации;

- метод историзма.

В ходе работы мы изучали картографию города Троицка, литературу по данной теме местных краеведов Евгения Скобелкина и Нелли Аблиной. Работали с материалами и документами из фондов архивного отдела администрации города Троицка и городского краеведческого музея. Анализировали статьи и заметки местных СМИ «Вперед» и «Междуречье».

               Практическая значимость данной работы в том, что проанализированный нами материал может быть использован на уроках краеведения по истории (региональный компонент) и во внеклассной работе.

               Новизна исследования заключается в том, что мы систематизировали названия улиц, носящих имена участников Великой Отечественной войны по следующим признакам:

- возрасту и полу;

- партийной принадлежности;

- продолжительности жизни;

- месту проживания.

            Обратившись к справочнику – путеводителю «По улицам и площадям Троицка», изучив имеющуюся литературу по данной теме, мы выяснили, что 15 улиц нашего города носят имена людей – участников Великой Отечественной войны. Среди них: 12 Героев Советского Союза, 1 – дважды Герой, советский детский писатель А. Гайдар и Т. Меньшенина.

           Мы систематизировали названия улиц по следующим параметрам: по признаку пола. в честь женщин 5 улиц, 10 – в честь мужчин. По возрастной принадлежности: до 20 лет – 5, до 30 – 3, до 40 – 4, старше 40 лет – 3. По партийной принадлежности: 6 комсомольцев, 9 коммунистов. По продолжительности войны: 11 погибли во время войны, 4 – дожили до мирного времени. По месту проживания: 11 соотечественники, 4 – наши земляки (Веденеев Н.Д., Еремин И.Е., Меньшенина А.Ф., Медведев В.И.).

           Более подробно мы изучили биографии наших земляков, чьими именами названы улицы  нашего города.

           На всех фронтах Великой Отечественной войны мужественно сражалось более 16 тысяч наших земляков. Война ворвалась в наш тихий городок ежедневными проводами на фронт, похоронками, эшелонами с эвакуированными и ранеными. Трудно поименно назвать всех, кто ценой своей жизни добывал победу с оружием в руках. Не все вернулись домой с той войны – 7865 троичан сложили головы на полях сражений. Но они в памяти народной живут по сей день. Чем дальше уходят в прошлое грозные события военных лет, тем рельефнее и величественнее проявляется всемирно – историческое значение одержанной победы. Вот почему в благодарной памяти нынешних поколений не меркнет ратная и трудовая доблесть тех, кто был непосредственным участником суровой, но легендарной поры.

           Проанализировав всю доступную литературу, архивные документы, перелистав страницы местных СМИ, мы выяснили:

- в нашем городе насчитывается 15 улиц, названных в честь участников Великой Отечественной войны;

- 4 улицы носят имена наших земляков (Т. Меньшениной, И. Еремина, В. Медведева, Н. Веденеева);

- основанием присвоения имени улицам во всех случаях был подвиг людей (гражданский и ратный), совершенный во время войны;

- несмотря на различия в возрасте, пола, партийной принадлежности все они сражались за чистое мирное небо над головой, независимость своей родины.

 

 

Тема работы: Роль школьной библиотеки в жизни современного школьника.

 

Автор: Гапон Анна, 7 класс, МОУ «СОШ № 12», г. Троицк

Руководитель: Колногорцева И.М., учитель истории МОУ «СОШ № 12»

 

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному языку, научить детей наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научить детей правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словаря через чтение книг.

Цель – выяснить роль школьной библиотеки в становлении интереса к чтению.

Задачи:

  • изучить историю школьной библиотеки;
  • провести социологическое исследование среди учащихся 5-9-х классов;
  • выпустить брошюру по истории школьной библиотеки.

Объект исследования – школьная библиотека.

Предмет исследования – роль школьной библиотеки в совершенствовании знаний учащихся.

В своей работе я использовала следующие методы исследования:

  • беседа (анкетирование, интервью, опрос);
  • анализ (документов);
  • обобщение.

Практическая значимость моей работы в том, что собранный материал о школьной библиотеке дополнит экспозицию музейного уголка «Река времён», раздел «История школы».

Данная работа – первый опыт проведения социологического исследования. Представленный материал был до этого не изучен и может быть интересен не только учащимся, но и гостям нашей школы.

История школы уходит своими корнями в далекое прошлое. Школа № 12 была организована в городе после революции, на базе бывших женской и мужской гимназий, располагалась  в сегодняшнем здании мэрии, и по тем временам считалась образцово-показательной.

23 июня 1941 года, на следующий день после начала войны, военкоматом издан приказ о расформировании школы и организации на ее базе госпиталя. Несколько десятилетий школа под таким номером не существовала.

30 августа 1995 года приказом городского отдела народного образования г. Троицка на базе бывшего детского сада вновь образована школа № 12.

1995 год – школьная библиотека насчитывает 54 читателя, в 2007 году читателями библиотеки стали 269 человек. Со дня открытия библиотеки до 2000 года школьным библиотекарем проработала большой души человек Зарипова Деляфруз Федоровна. Ее сменила выпускница педагогического училища Старкова Наталья Юрьевна, проработавшая в школе недолго.

Флейман Ирина Ивановна – библиотекарь школы с 2003 года.

В октябре 2007 года было проведено анкетирование по определению роли школьной библиотеки в жизни учащихся. Ребятам 5-9-х классов предложена анкета.

На вопрос «Какая библиотека Вас устраивает как читателя?»  50% респондентов указали на домашнюю библиотеку, 37,5% - на школьную, 12,5% - на  городскую. Необходимо отметить то, что ни один не признался, что ему библиотека вообще не нужна.

На вопрос «Для чего нужна школьная библиотека?» 34% ответили – помощь при выполнении домашнего задания, 26% - чтение для души, 23,5% - чтение программных произведений по литературе, 16% - обеспечение учебниками, 1 учащийся – не нужна.

На вопрос «В каких мероприятиях школьной библиотеки вы участвовали?» учащиеся называли библиотечные уроки – 28,5% (57 чел.), творческие литературные конкурсы («Серебряное перышко», «Великая Победа» и др.) – 24% (48 чел.), мероприятия на базе детской библиотеки – 31% (62 чел.), 16,5% (33 чел.) опрошенных нигде не участвовали.

В результате проведенного социологического исследования я выяснила, что характерными чертами модели нашей школьной библиотеки являются информационное обеспечение учебного процесса (чтение для разума) и формирование культуры чтения (чтение для души). Для этого в школьной библиотеке созданы все условия. Таким образом, модель нашей школьной библиотеки –  информационный  и просветительский центр.

В ходе работы я изучила историю школьной библиотеки и выпустила брошюру «Школьная библиотека – информационный и просветительский центр».

 

 

 

 

Тема работы: Тема малой родины в творчестве Лидии Хрипко

на примере сборников  «Серебряные нити» и «… На пике тысячелетий»

 

Автор: Лакиза Михаил, 8 класс, МОУ «СОШ № 12», г. Троицк

Руководитель: Зиманова З.М., учитель литературы МОУ «СОШ № 12»

 

Старинный город Челябинской области полон давних традиций в мире искусства и литературы. Новая волна поэтического творчества и по сей день окружает нас. Поэты живут и работают рядом с нами. Они, безусловно, одаренные люди. В связи с этим, нам предстоит дать оценку творчества одной из поэтесс г. Троицка, Лидии Хрипко, яркой представительницы провинциальной лирики. Ее творчество послужило материалом для нашего исследования.

Объектом исследования является уральская поэзия, представленная в работе сборниками троицкой поэтессы Лидии Хрипко «Серебряные нити» и «… На пике тысячелетий».

 Предметом исследования является тематический анализ указанных сборников.

Цель исследования – раскрытие особого художественного колорита провинциальной поэзии на примере поэтического творчества уральского автора с целью выявления тематической линии в творчестве выбранного художника слова Лидии Хрипко.

Задачи:

  • изучить творчество троицкой поэтессы Лидии Хрипко;
  • проанализировать тематику произведений и дать их тематический анализ;
  •  выявить связь поэзии с музыкой в творчестве Лидии Хрипко.

 В работе мы использовали следующие методы:

  • исторический метод, обусловленный связью современной провинциальной поэзии с прошлым;
  • краеведческий метод, ярко выраженный в творчестве поэта уральской глубинки.

Актуальность изучения поэзии родного края многозначительна в наши дни. В ней и стихия народной речи, особый местный колорит. В тематике провинциальной поэзии острее выступают вопросы и проблематика личностного и социального характера. Провинциальная поэзия – хранительница жемчужин слова общепринятой словесности.

Новизна состоит в том, что на сегодняшний день провинциальная художественная литература заявляет о  себе во весь голос. Сегодня творчество провинциальных поэтов вызывает неподдельный интерес у знатоков литературы, привлекая внимание своим разнообразием, неповторимой образностью в художественном восприятии, оно как открытие – душевная правда русской провинциальной загадки.

Этот материал может использоваться на уроках литературы (региональный компонент) в качестве расширения кругозора и формирования мировоззрения учащихся.

 

Родилась Лидия Сергеевна Хрипко в голодном послевоенном году, в новогоднюю ночь в деревне Красноселка Увельского района Челябинской области. С 1987 года Лидия Хрипко – троичанка. 

В 16 лет Лидия начала уже осознанно пробовать перо. «Исписав тетрадку, отправила ее в областную газету. Неожиданно получила гонорар, а следом и письмо от члена Союза писателей СССР, поэта Алексея Еранцева. «Сразу о недостатках говорить не хочется, хочется сказать, что стихи написаны поэтом …»

Троицк стал для поэтессы второй родиной. Нашему городу посвящены стихотворения: «Здравствуй, Троицк», «Троицкие сады», «Троицку 250! 255 …», «Прогулка по троицкому календарю», «Троичанка».

 

В небе клик журавлиный

Клином гаснет вдали …

Троицк – город старинный,

Грань российской земли.

 

Удивительно и примечательно то, что на стихи Лидии Хрипко положена музыка провинциальных самодеятельных композиторов. И стихи зазвучали совершенно по-особенному, они обрели вторую жизнь. Стихи Лидии Сергеевны Хрипко глубоко музыкальны, внутренне мелодичны, напевны. Песенность стиха сближает поэтессу с местной народной музыкой: народной песней, романсом, лирической балладой.

У Лидии Сергеевны есть стихи, посвященные реальным людям. Стихотворение    «Троичанка»  посвящено    врачу    Розе Садыковне Буканаевой, а стихотворение «Вернисаж»  Галине Левшич – троицкой  художнице. «Халат художника»  посвящено И.С. Левшичу, «На звонком парусе мечты» – Надежде Скрябиной. Есть стихотворение, посвященное руководителю Троицкого хора «Сударыня» Михаилу Гаврилову.

Тема малой родины затрагивает различные аспекты жизни поэта в своей современной среде. Это и дорогие сердцу люди, живущие рядом с Лидией Сергеевной, здесь и поэтические зарисовки природы, где пейзаж очеловечен поэтом. Ярко и художественно представлен и сам город, во взаимосвязи с историческим прошлым.

Поэт использует стих-исповедь, где открывает свою душу перед читателем. Она умело рисует живые сценки из детства, лирические этюды, портреты людей с ярко выраженным характером. Ее творчество – лирические дневники, где за каждым стихотворением ее судьба и жизнь рядом живущих людей.

 

 

Тема учебно-исследовательской работы по английскому языку:

«Стратегии речевого поведения в англоязычной среде»

 

Автор работы: ученик 10 «Б» класса Мусин Александр.

Руководитель: учитель англ.языка Сатьянова Оксана Николаевна.

 

Актуальность работы - результат и качество общения зависят не только от знания лексики языка, но и от знания существен­ных отличий речевого поведения британцев от при­вычного для россиян, связанного с расхождениями в трактовке веж­ливости. Гладкому течению беседы и взаимопони­манию способствует их совпадение, т.е. использование  речевых стратегий принятых в данной культуре. В школьной программе большее внимание уделяется  стратегии дистанцирования, и на практике применяется тактика дистанцирования посредством модальных глаголов. Остальных стратегии и тактики менее отражены в школьном курсе  английского языка, а если и упомянуты, то недостаточно обозначена их значимость и сферы применения.

Целью данного исследования было проанализировать трудности, возникающие при общении россиян с их англоговорящими собеседниками и изучить речевые стратегии, позволяющие избежать эти трудности.

Задачи: - Рассмотреть причины трудностей, возникающих при общении россиян с их англоговорящими собеседниками;

-определить способ их преодоления с целью обеспечения эффективного общения;

-изучить основные особенности англоязычной  коммуникации – речевые стратегии;  подтвердить на примере классической литературы использование различных речевых стратегий в разговорной лексике.

Гипотеза:  коммуникативная культура народа напрямую связана с морально-этической стороной его культуры и менталитетом.

 

Автор работы попытался обозначить наиболее характерные черты русско- и англоязычного общения в контексте вежливости и сделал вывод, что на уровне речи наибольшие расхождения англоязычного поведения по сравнению с русскоязычным наблюдается при решении речевых задач, ориентированных на выражение побуждения, позитивной и негативной оценки.

        Автор данной работы рекомендует одноклассникам изучать коммуникативную культуру вежливости британцев, так как  от правильности применения речевых стратегий в разговорной речи зависит качество и результат общения.

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»