Педсоветы

 

 МБОУ "СОШ №12"

                                    Троицк

 

 

Педсоветы

 

Педсовет

 Тема: Здоровьесберегающие технологии обучения и меры по сохранению здоровья.

 

Цель: формирование здоровьесберегающих условий образовательного процесса.

План:

  1. Основные подходы к организации оздоровительной работы в школе.
  2. Компоненты здоровья.
  3. Школьные факторы риска.
  4. Школьная целевая программа «Здоровый образ жизни».

 

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьясбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

Академик, хирург Н.М. Амосов говорит о здоровье: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно».

Здоровье состоит из нескольких компонентов:

  • Соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания.
  • Физическое – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности.

 

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме.
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен.
  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 

Сам термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова).

 

Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

К данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести:

  • Организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий.
  • Социально-психологическое здоровье учащихся.
  • Здоровье учителя.
  • Благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Отличительными чертами здоровьесберегающей педагогики являются:

  • Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  • Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  • Оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка.
  • Индивидуально-дифференцированный подход является системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта и т.п. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку.)

 

Здоровьесберегающий урок построен с учетом базовых потребностей детей:

  • Потребности в саморазвитии.
  • Потребности в игре.
  • Потребности в подражании.
  • Приобретение опыта.

 

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно:

  • Строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка).
  • Построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности.
  • Обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление).
  • Благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).

 Здоровье это не только отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, с самим собой.

Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, так как она является неотъемлемой частью общей культуры.

Понимание ценности здоровья, умение поддерживать хорошее настроение и высокую работоспособность, нетерпимое отношение к разрушающим здоровье привычкам надо воспитывать с детства. И школа является идеальным местом для получения необходимых навыков здорового образа жизни. Именно школа может и должна дать знания как сохранить и укрепить свое здоровье, как избежать пагубных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании, гиподинамии.

Приобщение к здоровому образу жизни идет через выполнение школьной целевой программы «Здоровый образ жизни», главными целями которой является сохранение и укрепление здоровья учащихся, дополнительное образование детей в области физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни.

Задаче формирования здорового образа жизни в нашей школе уделяется большое внимание. Доброй традицией стало проведение в начале сентября общешкольного Дня здоровья «Ходить не вредно, вредно не ходить!». Сформированы и классные традиции в проведении походов «Километры здоровья». Важен не предметный результат: пройденные километры, а ценностный – приобретенное здоровье и крепнущая дружба класса. Такие походы актуальны именно для нашей школы, т.к. приспособленное помещение лишает нас возможности организовать движение, оздоровление учащихся в стенах школы. Широко используются и возможности социума, организуются посещения городского катка зимой, бассейна в п.ГРЭС. Наши ребята – частые гости физкультурно-оздоровительных комплексов г.Челябинска и Магнитогорска. В нашей школе широкая сеть дополнительного образования. Функционируют 15 объединений разной направленности, 2 спортивные секции. Наши спортсмены не пропускают ни одного спортивного городского соревнования. Традицией школы стали «Веселые старты» для 5-6 классов, соревнования по футболу, пионерболу среди учащихся среднего звена, баскетболу и волейболу в старшем звене. В школе отработана система классных часов по здоровьюсбережению, накоплен богатый методический и дидактический материал по проблеме ЗОЖ. Отработана система поощрения учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, физической культурой.

 

 Здоровье многих учителей сегодня оставляет желать лучшего. Надежды на то, что государство и его медицина могут помочь в его сохранении, надо признать нереальными на сегодняшний день.

Мы предлагаем вашему вниманию правила здорового учителя.

        Спокойствие, только спокойствие!

         Относитесь с юмором к себе и ситуации.

         Отправляйся домой только с дамской сумочкой!

         Всю работу делай только на работе!

         Помни, принцип здорового эгоизма:

                           «Возлюби себя прежде, чем возлюбить ближнего».

         Будь оптимистом!

         Здоровый сон – важное условие твоего здоровья.

         Помни: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия  

       в семье и на работе.

         Имидж все: встретили по одежке!

Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:

«Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».

 

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор e-Publish»